ArininAV

Часть II.
Каскадные таблицы стилей: язык CSS

"Le style c'est l'homme meme."
"Стиль — это сам человек."

Ж. Бюффон, "Рассуждение о стиле"

Глава 2.1. Введение в таблицы стилей

2.1.1. Что такое CSS?

В декабре 1996 г. W3C стандартизовал первый уровень каскадных таблиц стилей (CSS1), который определил правила описания стилей визуального отображения элементов HTML-документов. В мае 1998 г. им была принят стандарт второго уровня таблиц стилей (CSS2), который существенно расширил возможности таблиц стилей. Основными особенностями CSS2 являются следующие:

  • CSS2 — это язык, который позволяет присоединять стили к любым структурированным документам. На сегодня таковыми являются HTML-документы и XML-приложения.
  • CSS2 распространил понятие стиля отображения на печатающие устройства, синтезаторы речи и другие устройства отображения документов.

В основу данной части нашего справочника положен именно стандарт CSS2.

Цель создания каскадных таблиц стилей состояла в том, чтобы отделить структуру документа (описанную на языке HTML или подмножестве XML) от правил его отображения на различных устройствах (задаваемых таблицами CSS). Чтобы пояснить это утверждение, рассмотрим следующий пример HTML-документа:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0//EN">
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Моя домашняя страница</TITLE>
<STYLE type="text/css">
<!-- скрыть стили CSS от старых обозревателей
  BODY { color: blue }
  H1 { color: red }
-->
</STYLE>
</HEAD>
<BODY>
<H1>Моя домашняя страница</H1>
<P>Добро пожаловать!</P>
</BODY>
</HTML>

Этот документ содержит элемент STYLE, содержащий два правила CSS: первое из них определяет, что цвет отображения элемента BODY должен быть красным, а второе — что цвет отображения элемента H1 должен быть синим. Поскольку стиль отображения элемента P не задан, он унаследует стиль своего родительского элемента, в данном случае элемента BODY. В результате данный HTML-документ будет отображаться так:

Моя домашняя страница

Добро пожаловать!

Теперь для изменения стиля отображения этого документа нам достаточно менять только содержимое элемента STYLE, не внося никаких модификаций в остальной HTML-документ. Для большей гибкости мы можем создать текстовый файл STYLE.CSS и перенести в него описание стилей:

BODY { color: blue }
H1 { color: red }

HTML-документ после этого следует изменить следующим образом:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0//EN">
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Моя домашняя страница</TITLE>
<LINK rel="stylesheet" href="style.css" type="text/css">
</HEAD>
<BODY>
<H1>Моя домашняя страница</H1>
<P>Добро пожаловать!</P>
</BODY>
</HTML>

В дальнейшем для изменения стилей мы будем изменять только файл STYLE.CSS, не касаясь головного HTML-документа.

Теперь представим этот документ в виде дерева и введем соответствующую терминологию, которая будет нам необходима в дальнейшем изложении:

Дерево элементов HTML-документа

Корнем этого дерева является элемент HTML, который имеет двух сыновей — HEAD и BODY. Элемент HEAD является отцом элемента TITLE, а элемент BODY — отцом элементов H1 и P (два последних элемента называются братьями, причем H1 является старшим братом, а P — младшим). Все элементы дерева являются потомками корня, а тот является их предком. Таким образом можно представить в виде дерева любой документ, к которому применимы правила языка CSS.

2.1.2. Включение таблиц стилей в HTML-документ

Имеется три способа задания стилей в HTML-документе. Перечислим их в порядке предпочтения.

2.1.2.1. Внешние таблицы стилей

Для подключения к документу внешней таблицы стилей (т. е. таблицы стилей, хранящейся в отдельном файле) следует поместить в заголовок документа элемент LINK, как показано выше, например:

<LINK rel="stylesheet" href="style.css" type="text/css">

В элементе LINK можно дополнительно указать типы устройств, на которые распространяется данная таблица стилей, например:

<LINK rel="stylesheet" href="style.css" type="text/css" media="screen, print">

Внешние таблицы стилей следует использовать в том случае, когда несколько HTML-документов пользуются единой таблицей стилей.

2.1.2.2. Внутренние таблицы стилей

Для включения в документ внутренней таблицы стилей следует поместить в заголовок документа элемент STYLE. Пример:

<HEAD>
  <STYLE type="text/css">
  <!--
    H1 {border-width: 1; border: solid; text-align: center}
  -->
  </STYLE>
</HEAD>
<BODY>
  <H1>Этот заголовок имеет указанный выше стиль</H1>
</BODY>

Внутренние таблицы стилей следует использовать в том случае, когда данная таблица стилей используется только в данном HTML-документе.

2.1.2.3. Таблицы стилей элементов

Последним способом задания стилей является определения таблицы стилей отдельного элемента путем задания его атрибута style. Например, стиль элемента H1 из предыдущего примера мог бы быть задан и так:

<H1 style="border-width: 1; border: solid; text-align: center">
  Этот заголовок имеет указанный стиль</H1>

Вообще говоря, подобной практики следует избегать; она приемлема только в том случае, когда ваш документ содержит единственный элемент с данным набором стилей.

2.1.3. Синтаксис CSS

2.1.3.1. Кодировка символов

Таблица стилей CSS — это последовательность символов Unicode. Эти символы могут храниться в любой допустимой кодировке, при соблюдении следующих правил. Внутренние таблицы стилей должны иметь ту же кодировку символов, что и документ в целом. Кодировка внешних таблиц стилей определяется обозревателем в следующем порядке:

  • сначала анализируется charset в поле Content-Type метаописателя HTML-документа;
  • если его нет, то директива @charset;
  • если ее нет, то ссылка на таблицу стилей в документе (например, атрибут charset элемента LINK).

Для включения в таблицу стилей символов, отсутствующих в данной кодировке. следует использовать формат "\xxxx", где xxxx — шестнадцатеричный код символа в Unicode. Например, код "\410" задает прописную русскую букву А.

2.1.3.2. Директива @charset

Директива @charset задает кодировку символов таблицы стилей, например:

@charset "ISO-8859-1";

Данная директива должна быть первой в таблице стилей, причем таблица должна содержать не более одной директивы @charset. Список допустимых кодировок символов приведен в Приложении 7, но обозреватель не обязан поддерживать все перечисленные там кодировки.

Поддержка:  Internet Explorer Соответствует стандарту (5.0+)
            Netscape Navigator Не поддерживается

2.1.3.3. Операторы, директивы и правила

Таблица стилей состоит из набора операторов. При этом каждый оператор является либо директивой, либо правилом. Операторы могут разделяться пробелами. В CSS пробелами считаются только следующие символы Unicode: пробел (код 32), табуляция (код 9), перевод строки (код 10), возврат каретки (код 13) и перевод формата (код 12).

Директива (at-rule) начинается с символа at (@) и соответствующего ключевого слова. CSS2 содержит следующие директивы:

Таблица 2.1. Директивы языка CSS
@charset Задает кодировку символов.
@font-face Задает описания шрифтов.
@import Включает другую таблицу стилей в текущую.
@media Задает имена устройств отображения.
@page Задает свойства страницы для печати.

Примеры директив:

@import "subs.css";
@media print {
  BODY { font-size: 10pt }
}

Правило (rule) состоит из селектора и блока деклараций, заключенного в фигурные скобки, например:

H1 {
  font-weight: bold;
  font-size: 12pt;
  font-family: Helvetica;
  font-variant: normal;
  font-style: normal
}

Здесь H1 — это селектор, за которым следует блок деклараций. Каждая декларация, как видно из данного примера, состоит из названия свойства (например, font-weight), символа двоеточия (:) и значения свойства (например, bold). Декларации должны разделяться точкой с запятой (;).

Отметим, что согласно определению CSS все его элементы не зависят от регистра. Таким образом мы можем писать h1 вместо H1, Font-Weight вместо font-weight и т .д. Тем не менее в целях единообразия в данном справочнике мы пишем имена селекторов прописными буквами, а названия свойств — строчными. Значения свойств, которые в документе могут зависеть от регистра, определяются языком документа. Так, названия тегов HTML не зависят от регистра, а названия тегов XML — зависят.

Таблицы стилей могут содержать комментарии. Комментарий начинается с символов /* и заканчивается символами */. Вложенные комментарии не допускаются. Пример:

H1 {
  font-weight: bold;	  /* жирность шрифта */
  font-size: 12pt;	  /* размер шрифта */
  font-family: Helvetica; /* название шрифта */
  font-variant: normal;	  /* вариант шрифта */
  font-style: normal	  /* стиль шрифта */
}

2.1.4. Типы данных CSS

Значения свойств CSS могут быть следующих типов.

Целые и действительные числа

Некоторые свойства могут иметь целые (далее обозначаются как <целое>) или действительные (далее обозначаются как <число>) значения. Эти значения могут записываться только в десятичной нотации. Целое число состоит из одной или более десятичных цифр 0-9. Действительное число либо является целым, либо состоит из нуля или более десятичных цифр, за которыми следует точка (.) и одна или более десятичных цифр. И перед целыми, и перед действительными числами может стоять знак: плюс (+) или минус (-). Примеры:

Целые числа Действительные числа
101 101
-21 1.234567
1234567 -.999

Размеры

Размеры (далее обозначаются как <размер>) указывают на вертикальный или горизонтальный размеры чего-либо. Размер задается как <число>, за которым следует единица измерения. Если размер равен 0, то единицу измерения можно не указывать.

Единицы измерения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные единицы измерения задают точный физический размер, а относительные — указывают размер относительно другого размера. Их описания сведены в следующие таблицы:

Таблица 2.2. Абсолютные единицы измерения
in дюймы (1 дюйм = 2.54 см = 25.4 мм = 72 точки = 6 пик)
cm сантиметры (1 см = 10 мм = 0.39 дюйма = 2.36 пики = 28.35 точки)
mm миллиметры (1 мм = 0.1 см = 0.039 дюйма = 0.24 пики = 2.84 точки)
pt точки (1 точка = 1/12 пики = 1/72 дюйма = 0.035 см = 0.35 мм)
pc пики (1 пика = 12 точек = 1/6 дюйма = 0.423 см = 4.23 мм)
Таблица 2.3. Относительные единицы измерения
em размер (font-size) соответствующего шрифта
ex высота строчных букв (x-height) соответствующего шрифта
px пиксели (размер зависит от устройства отображения)

Абсолютные единицы измерения применимы только тогда, когда нам известны точные физические размеры устройства отображения (например, экрана дисплея или страницы принтера). Поэтому в большинстве случаев используются относительные единицы, назначение которых стоит пояснить подробнее.

Единицы em и ex основываются на размере шрифта того элемента, к которому относится данная декларация. При этом em задает размер шрифта, т. е. размер его наибольшей буквы (обычно это буква 'M', отсюда аббревиатура em), а ex — высоту строчных букв шрифта (обычно это высота буквы 'x', отсюда английское название x-height и аббревиатура ex). С другой стороны, единица px основана на размере пикселя устройства отображения (обычно это дисплей). Пиксель — это точка дисплея и ее размер зависит как от физических размеров экрана, так и от его разрешения: пиксель на экране с разрешением 640x480 будет больше, чем на экране с разрешением 1280x1024. Примеры задания размеров:

H1 { margin: 0.5em }
H1 { text-indent: 1ex }
H3 { font-size: 12px }
H1 { margin: 0.5in }
H2 { line-height: 3cm }
H3 { word-spacing: 4mm }
H4 { font-size: 12pt }
H4 { font-size: 1pc }

Процентные значения

Процентные значения (далее обозначаются как <процент>) указывают на величину чего-либо в процентах от другой величины. Они задаются как <число>, за которым следует символ процента (%), например:

H1 { font-size: 120% }

Всюду, где CSS допускает использование процентных значений, в описании соответствующего свойства четко указывается, какая именно величина является основой для вычисления значения свойства в процентах.

URI

Этот тип значений (далее обозначаемый как <uri>) задает ссылку на унифицированные идентификаторы ресурсов. URI задается в форме url(URI), например:

BODY { background: url(http://mysite.com/bg.gif) }

Текст внутри url() можно заключить в апострофы или кавычки — это ничего не изменит, например:

BODY { background: url("http://mysite.com/bg.gif") }

Цвета

Цветовые значения (далее обозначаются как <цвет>) могут задаваться либо шестнадцатеричным числом с префиксом "#" вида "#rrggbb", задающим RGB-код цвета, либо одним из 16-ти символических имен, приведенных в Таблице П9.1. CSS допускает использование краткой формы RGB-кодов вида "#rgb"; при этом краткая форма преобразуется в полную повторением цифр, а не добавлением нулей. Иными словами, код #FA1 соответствует полному коду #FFAA11. Кроме того, RGB-код цвета может быть задан конструкцией rgb(r,g,b), например, следующие декларации задают один и тот же красный цвет:

EM { color: red }               /* название цвета */
EM { color: #f00 }              /* #rgb */
EM { color: #ff0000 }           /* #rrggbb */
EM { color: rgb(255,0,0) }      /* целые в диапазоне 0 до 255 */
EM { color: rgb(100%,0%,0%) }   /* действительные в диапазоне от 0.0% до 100.0% */

Примечание. Обозреватели Microscape дополнительно поддерживают имена цветов, перечисленные в Таблице П9.2, но мы рекомендуем использовать вместо них соответствующие шестнадцатеричные значения.

Помимо стандартных имен цветов CSS поддерживает названия системных цветов, предназначенных для использования в соответствии с графическим пользовательским интерфейсом операционных систем клиентов. Эти названия и их назначение приведены в следующей таблице (значения этих цветов, принятые по умолчанию в системе Windows, указаны в Таблице П9.3).

Таблица 2.4. Системные цвета CSS
activeborder Цвет рамки активного окна inactivecaptiontext Цвет текста заголовка неактивного окна
activecaption Цвет фона заголовка активного окна infobackground Цвет фона подсказок (tooltips)
appworkspace Цвет фона многооконной программы infotext Цвет текста подсказок (tooltips)
background Цвет фона системной подложки (desktop) menu Цвет фона меню
buttonface Цвет трехмерных кнопок menutext Цвет текста меню
buttonhighlight Цвет выделенных трехмерных кнопок scrollbar Цвет фона полос прокрутки
buttonshadow Цвет тени трехмерных кнопок threeddarkshadow Темная тень трехмерных элементов
buttontext Цвет текста трехмерных кнопок threedface Цвет трехмерных элементов
captiontext Цвет текста заголовков threedhighlight Цвет выделенных трехмерных элементов
graytext Серый цвет (для запрещенных элементов) threedlightshadow Светлая тень трехмерных элементов
highlight Цвет фона выделенных элементов threedshadow Тень трехмерных элементов
highlighttext Цвет текста выделенных элементов window Цвет фона окон
inactiveborder Цвет рамки неактивного окна windowframe Цвет фрейма окон
inactivecaption Цвет фона заголовка неактивного окна windowtext Цвет текста в окнах

Строки

Текстовые строки (далее обозначаются как <строка>) могут быть заключены либо в кавычки, либо в апострофы. При этом если строка заключена в кавычки, для включения в нее символа кавычки нужно использовать форму \" или \22. Аналогично, если строка заключена в апострофы, для включения в нее символа апострофа нужно использовать форму \' или \27. Для включения в строку символа новой строки используется форма \A (код перевода строки в Unicode). Примеры текстовых строк:

"это 'строка'"
'это \'строка\''
'это "строка"'
"это \"строка\""
"это строка,\A состоящая из двух строк"

Счетчики

Счетчики (далее обозначаются как <счетчик>) обозначаются идентификаторами. Для извлечения значения счетчика используются обозначения counter(идентификатор) или counter(идентификатор, стиль). По умолчанию стиль равен decimal. Для доступа ко всем счетчикам с данным именем используются обозначения counters(идентификатор, строка) или counters(идентификатор,строка, стиль). Последняя функция возвращает значения всех счетчиков с данным именем, существующих в данный момент, разделенных текстом строка.

Доступ к значению счетчиков возможен только из свойства content. Подробности см. в п. 2.11.3.

Угловые величины

Угловые величины (далее обозначаются как <угол>) используются в звуковых таблицах стилей для задания пространственных характеристик звука. Угол задается как <число>, за которым следует угловая единица измерения. Если угол равен 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения углов:

deg градусы
grad грады
rad радианы

Эти единицы соотносятся следующим образом: 90 градусов = 100 градов = 1.570796326794897 радиан. Примеры угловых величин:

H1 { azimuth: 45deg }
P { azimuth: -10deg }
H1 { elevation: 100grad }
P { elevation: 3.14rad }

Времена

Времена (далее обозначаются как <время>) используются в звуковых таблицах стилей для задания временных характеристик звука. Время задается как <число>, за которым следует единица измерения времени. Если время равно 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения времени:

ms миллисекунды (1 мс = 0.001 с)
s секунды (1с = 1000 мс)

Времена не могут быть отрицательными. Примеры:

H1 { pause-before: 1s }
P { pause: 20ms }

Частоты

Частоты (далее обозначаются как <частота>) используются в звуковых таблицах стилей для задания частотных характеристик звука. Частота задается как <число>, за которым следует единица измерения частоты. Если частота равна 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения частот:

hz герцы (1 Гц = 0.001 кГц)
khz килогерцы (1 кГц = 1000 Гц)

Частоты не могут быть отрицательными. Примеры:

H1 { pitch: 200hz }	/* басовый звук */
P { pitch: 6khz }	/* дрожащий звук */

2.1.5. Типы устройств отображения

Для каждого свойства CSS определяет те устройства отображения, к которым это свойство применимо. С этой целью все устройства отображения классифицированы в CSS по следующим признакам:

  • визуальные, звуковые и тактильные устройства;
  • непрерывные и страничные устройства;
  • символьные и графические устройства;
  • интерактивные и статические устройства;
  • all — все устройства.

Соответствующее разбиение устройств на группы выглядит так.

Таблица 2.5. Типы устройств отображения
Устройство Группы устройств
  визуальное/ звуковое/ тактильное непрерывное/ страничное символьное/ графическое интерактивное/ статическое
aural звуковое непрерывное и то, и другое
braille тактильное непрерывное символьное и то, и другое
emboss тактильное страничное символьное и то, и другое
handheld визуальное и то, и другое и то, и другое и то, и другое
print визуальное страничное графическое статическое
projection визуальное страничное графическое статическое
screen визуальное непрерывное графическое и то, и другое
tty визуальное непрерывное символьное и то, и другое
tv визуальное, звуковое и то, и другое графическое и то, и другое

2.1.6. Директива @media

Директива @media предназначена для создания таблиц стилей, зависящих от устройства отображения. Она задает список устройств отображения, разделенных запятыми, к которым применимы содержащиеся в ней правила, заключенные в фигурные скобки. Если текущего устройства отображения нет в списке, то содержимое данной директивы должно игнорироваться обозревателем. Примеры:

@media print {
  BODY { font-size: 10pt }
}
@media screen {
  BODY { font-size: 12pt }
}
@media screen, print {
  BODY { line-height: 1.2 }
}
Поддержка:  Internet Explorer Только устройства screen, print и all (5.0+)
            Netscape Navigator Не поддерживается